Словарь церковных терминов

ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ — молитвы, читаемые священником во время богослужения.

ИГУМЕН (греч. ведущий) — первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

ИЕРЕЙ (греч. священник) — священник.

ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах ) — дьякон-монах.

ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах) — священник-монах.

ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ — псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ — общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л. причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания "Единородный сыне", пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений, молитвы "Отче наш", тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны называют обедницей.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ — псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами.

ИКОНА (греч. образ, изображение) — изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней". В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.

ИКОНОСТАС — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

ИКОС (греч. дом) — строфа кондака или акафиста.

ИЛИТОН (греч. обертка) — четырехугольный шелковый или льняной плат, в котором на престоле хранится антиминс. Илитон символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.

ИНДИТИЯ (греч. одеваю) — верхнее облачение престола - светлый, шелковый или парчовый плат.

ИНОК (от слав. иной - одинокий, другой) — русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

ИНОКИНЯ — монахиня.

ИНТРОНИЗАЦИЯ — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.

ИПАКОИ (греч. внимание, послушание) — краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

ИПОДЬЯКОН — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподьякона см. посвящение.

ИРМОЛОГИЙ — богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.

ИРМОС (греч. связь) — первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни канона.

ИСПОВЕДНИК — человек, принявший мучения за исповедание православного вероучения.

ИСПОВЕДЬ — таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...", собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются после исповеди.